Минэнерго взялось за БАМ

Минэнерго взялось за БАМ

О транспортных проектах на Дальнем Востоке заговорили в Министерстве энергетики – грузовых мощностей не хватает на амбиции ТЭКа.

В Минэнерго предлагают удвоить провозную способность участка Дальневосточной магистрали Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре – Ванино. В министерстве считают, что параметры программ развития железнодорожной, энергетической и портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке должны быть синхронизированы.

Глава Минэнерго РФ Александр Новак, выступая на недавнем совещании в Благовещенске, которое прошло под председательством президента Владимира Путина, заявил, что в соответствии с энергостратегией в стране запланировано смещение центра угледобычи в регионы Дальнего Востока, где балансовые запасы составляют порядка 20 млрд т. «И сегодня мы уже почти на 30% за последние пять лет увеличили объемы добычи в данном регионе – до 42 млн т. К 2035 году планируется увеличение еще вдвое, почти до 80 млн т», – сообщил министр. В числе наиболее важных – проект Эльгинского угледобывающего комплекса в Якутии компании «Мечел». Со временем общая мощность разреза должна составить 27 млн т ежегодно. Также компанией «Колмар» в республике реализуется строительство угольного комплекса Инаглинский мощностью до 10 млн т. На такие же объемы со временем выйдет Ургальское месторождение в Хабаровском крае – проект реализует СУЭК.

Создание новых центров угледобычи на востоке страны обеспечит приближение производства угольной продукции к районам ее потребления и укрепляет позиции России на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона. С учетом того, что именно рынки стран АТР обеспечивают основной спрос на экспортируемый уголь, ключевым фактором для всех основных российских регионов угледобычи является развитие портовых мощностей на Тихоокеанском побережье. Многие крупные экспортеры угольной отрасли сегодня создают собственные терминалы или приобретают долю в морских портах. Но важным фактором является развитие и доступная железнодорожная инфраструктура для транспортировки продукции. Несмотря на проводимую модернизацию Транссиба и БАМа, новые проекты перевалочных мощностей, в том числе в Ванино, могут быть не обеспечены достаточными возможностями инфраструктуры.

«Важно уже приступить сегодня к следующему этапу – увеличению пропускной способности участка Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре – Ванино, чтобы расширить эти мощности примерно до 80 млн т (сегодня это порядка 40 млн т с учетом той программы, которая реализована РЖД). Это будет соответствовать тогда совокупной мощности заявленных проектов угольных портов. Ну и, конечно, необходимо синхронизировать развитие пропускной способности Транссибирской магистрали с планируемыми проектами развития портовых мощностей в Приморском крае», – сказал Александр Новак.

Министр попросил дать соответствующее поручение заинтересованным министерствам, чтобы подготовить предложения по второму этапу развития железнодорожной инфраструктуры на востоке страны в период с 2021 по 2025 годы.

Согласно целевым параметрам первого этапа программы модернизации БАМа и Транссиба, в 2020 году инфраструктура в направлении Ванинского узла будет готова обеспечивать ежегодные перевозки на уровне 37,1 млн т. Вместе с тем, оценивали ранее на ДВЖД на основе заявок отправителей грузов, потенциальный грузооборот Ванино-Совгаванского узла к 2025 году может достичь 83-86 млн т ежегодно, а в 2030-м превысить 100 млн т. Львиная доля перевозок по-прежнему будет приходиться уголь. В ближайшие годы близ Ванино должен быть построен порт ООО «Сахатранс». Через новый терминал готовы экспортировать свою продукцию такие компании, как «Сибирский антрацит», «СДС-уголь», «Сибуглемет», но основной объем грузооборота будет формироваться за счет отправок УК «Колмар», который развивает в Якутии горно-обогатительные комплексы Денисовский и Инаглинский. По итогам 2017 года компания планирует отгрузить около 5 млн т угля (пока перевозки осуществляются через другие терминалы Дальнего Востока), а в 2020-м – около 15 млн т. Стоит сказать, запланировано создание перегрузочных мощностей в районе Мыса Марии в Совгавани. В числе потенциальных резидентов - ООО «Советско-Гаванский морской торговый порт», ООО «Морской порт Новая Советская Гавань», ООО «Ремсталь», ООО «Терминал Блэк». Суммарные перевозки в их адрес по железной дороге могут к 2025 году превысить 22 млн т.

Собираются увеличить перевалку и действующие терминалы, в частности, АО «Дальтрансуголь» (входит в состав СУЭК). После развития дополнительной инфраструктуры угольного порта в 2016 году объем перевалки там был увеличен с 12 до 24 млн т. И сегодня комплекс готов работать с приростом - на уровне 30 млн т ежегодно. До 15 млн т в 2020-2025 годах планирует нарастить перевалку «Ванинский морской торговый порт», правда, ставку стивидор делает не только на уголь, но и на глинозем, навалочные, лесные грузы, металлы, контейнеры.

В свое время были разработаны этапы развития однопутной линии Волочаевка – Комсомольск – Ванино. Специалисты института «Дальгипротранс» сформировали инвестиционную заявку по дальнейшей модернизации этого участка. В числе мер - строительство вторых путей, а также электрификация. На это по ряду расчетов потребуется 252,5 млрд руб. За счет дальнейшей модернизации провозная способность линии составит 103 млн т.

Еще один капиталоемкий проект связан с развитием направления Уссурийск – Находка (Находка-Восточная) в Приморском крае, где также наблюдается рост угольных перевозок. Он подразумевает прокладку обходных участков пути между станциями Шкотово и Лозовый, а также усиление перегона Хмыловский – Находка-Восточный. Предварительный объем инвестиций – не менее 50 млрд руб. В результате порты Находка и Восточный смогут ежегодно принимать с железной дороги 162 млн т.

Перевозки экспортного угля развиваются и через сухопутные пункты пропуска. Это видно по загрузке однопутной линии Хасан – Барановский (Уссурийск), которая передает грузы в Китай (через погранпереход Махалино – Хуньчунь) и КНДР (переход Хасан – Туманган). Также к данному участку примыкает угольный порт Посьет. Согласно предложению, на линии Хасан – Барановский необходимо реконструировать станции, внедрить устройства автоблокировки и провести электрификацию с тем, чтобы провозная способность выросла почти в три раза – до 37 млн т. Затраты в данный проект оцениваются более 30 млрд руб.

Конечное решение о дальнейшем развитии подходов к портам и погранпереходам должно быть принято на уровне правительства РФ. Как сообщили в руководстве ДВЖД, дорогой подготовлены технические заявки по развитию линии Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре – Ванино для изучения на экспертном совете РЖД с последующим включением их во второй этап программы развития Восточного полигона. Также рассматривается вопрос о более ранних сроках подготовки проектно-сметной документации, не дожидаясь наступления 2020 года.

Текст: Игорь Михайлов

Источник: www.eastrussia.ru

 
Распечатать
  • Отправить в Livejournal

Смотрите также

Дальнему Востоку – никак не пар

Комментарии 0 Добавить комментарий

Комментариев нет

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.